На сайте Sole Collector вышла статья о московской сникер-культуре, оказавшейся вне парадигмы традиционных паттернов баскетбола и хип-хопа, но формирующейся под влиянием увлеченностью коллекционеров английским футболом. Мы с удовольствием перевели ее для вас.
Derby days: Как английский футбол повлиял на московскую сникер сцену
Развитие сникерхед культуры происходит, как правило, по одним и тем же канонам: городские истоки, пересекающиеся с баскетболом, хип-хопом, и случайными драгдилерами на углу улицы. Среди этих контекстных переплетений, некоторые модели обуви стали по-настоящему легендарными, и на сегодняшний день нас в основном волнуют вопросы о том, что круто, почему это круто, и связанные с ними предрассудки о культурном значении тех или иных знаменитых силуэтов.
Как правило, эти идеи повторяются во всем мире. Только начинающая зарождаться сникер культура Китая, например, уже имеет прочные связи с баскетболом. В городах вроде Амстердама или Парижа можно легко отследить влияние хип-хопа на современные классические силуэты. Иногда, однако, случается альтернативная траектория развития.
Что происходит, когда сникер фанатизм развивается не под влиянием рэпа, а вызван чем-то еще? Как тогда выглядит культура? Каковы преобладающие ноты?
В России, а точнее в Москве, группа коллекционеров, которых объединяет главный сникер магазин города, FOTT — самый настоящий тому пример. Они одеваются так не чтобы удивить очередной хайп-блог, но скорее в дань европейским традициям по части спортивной одежды высокого класса для отдыха.
Америка, смеем сказать, не является для них движущей силой. Вместо этого, они черпают вдохновение в Англии — Ливерпуль, Манчестер и т.д. и в футбольном сосредоточении стилистического наследия региона.
“Именно в Москве находятся наиболее известные и популярные футбольные команды”, поясняет Кирилл Астраханцев, PR-менеджер FOTT, рассказывая про соперничество между Спартаком и ЦСКА. “Раньше, именно болельщики клубов были теми, кто оказывал влияние на развитие культуры — они путешествовали по Европе, покупая одежду известных марок, вроде Stone Island и CP. Несколько лет назад эти бренды были очень редки в Москве. Российским ребятам до сих пор нравится тот самый классический террас кэжуал стиль”.
FOTT был основан в 2000 году. Поначалу это был интернет-форум, магазином он стал лишь спустя некоторое время. Это был самый настоящий цифровой центр России по части обсуждения кроссовок, спорта и стиля. Среди излюбленных брендов — давние фавориты, такие как CP Company, Stone Island, и 6786 Кеннета Маккензи. Преимущества этих вещей очевидны — это одежда из износостойкой ткани, способной выдержать холод и дождь, снег и ветер. Но прежде всего, существует эстетическое чувство, уравновешивающее функциональность, именно это и вызывает всеобщее признание. Эта идея распространяется и на обувь тоже.“Некоторые кроссовки от adidas являются символами террас культуры. Субкультура крадет бренд, и делает его популярным на улицах”, говорит Астраханцев. “Тоже самое было с Ralph Lauren и Lo-Lifes, Джорданами и скейтерами, Nike Air Max и граффитистами, Dr. Martens и скинхедами.”
Кроме городской серии обуви, вроде adidas Hamburg, и серии ZX runner которые в почете у российской кэжуал сцены, есть и другие, хорошо прижившиеся модели. Например, adidas Micropacer ценятся за их стойкость от непогоды, рассказывает московский коллекционер Марк Аске.
Он начал коллекционировать кроссовки девять лет назад. “Я стараюсь понять, какая история стоит за обувью”, говорит он. Он не считает себя сникерхедом, но верит в связь между обувью и определенной историей, окружающей ее и спорт. Относительно небольшое сообщество, представленное Аске и Астраханцевым стало привлекать международное признание.
В частности, сцена поддержала запуск второго сезона adidas Spezial и связанный с ним шоукейс винтажных моделей обуви. Разработанные Гари Аспденом, ветераном индустрии и давним консультантом adidas, Spezial празднует становление трех полосок классикой. Силуэты модернизируются, но все также отдают дань эпохе, в которой маркетинг за счет знаменитостей отошел на задний план, оставив чистую эмоциональную привязанность к бренду.
Его выставка, впервые прошедшая в Лондоне, затем в Манчестере, Париже и Москве, включает в себя соответствующую книгу и рассказывает историю adidas с точки зрения болельщика.
Утром 28 февраля четыре десятка человек собрались в FOTT, чтобы отдать дань уважения Аспдену. Аспден выходит вместе с бизнес-партнером Майком Чекути и дизайнером Робертом Бруксом. Почти 10 минут понадобилось троице, чтобы добраться до столов для раздачи автографов, так сильно всем хотелось сфотографироваться с ребятами. Вы спокойно могли перепутать их с какой-нибудь музыкальной группой.
“Мы хотели подойти к созданию линейки Spezial с другой стороны”, пояснил Аспден. “Хотелось избежать попадания в формулы, которые доминируют в спортивной индустрии в настоящее время и взглянуть на все это с другой стороны. Москва поддержала нас. Для них, Северная Англия служит духовным домом. Культурное значение Манчестера в сникер среде неоспоримо. Молодежь в Москве, что я видел, кажется, больше попала под влияние британского стиля, чем американского”, говорит Аспден.
Конечно, сникер культура в Москве не является исключительной. Дмитрий Егоров, главный редактор журнала K.E.D. (KICK), ведущего издания о сникер культуре России, отмечает, что растущее сообщество довольно фрагментировано. Существует и би-бой сцена, а также некоторое количество фанатов линейки Jordan. Кроме того, глобальная хайп культура также имеет здесь свое место. adidas Yeezy Boost 750 не остались незамеченными, и также продавались в FOTT.
В центре российской сникер сцены — ежегодный фестиваль Faces&Laces. В отличие от Spezial, данное событие представляет собой микс всех молодежных увлечений.
Ди-джеи общаются с тату-мастерами. Лоурайдеры выставлены рядом с большими брендовыми экспозициями, начиная от массивной конструкции ZX Flux и заканчивая историческим шоукейсом серии Nike Air Max. Граффити стены окружают пространство, добавляя уличного искусства в и без того гремучую смесь.
Только начинающая зарождаться сникер сцена России пока что развивается не так быстро. То, что в Нью-Йорке меняется каждую неделю, здесь иногда занимает несколько лет. Тем не менее то количество людей, что посетили FOTT в конце февраля, напоминают нам о том, что хип-хоп — не единственное, что влияет на развитие сникер сцены.
Несомненно, некоторые силуэты обуви имеют глобальное влияние. Сейчас в мире, благодаря интернету, может существовать более обособленная молодежная культура, чем когда-либо прежде, и московская сцена — лишь один из множества примеров. Наверняка существуют и другие, не менее интересные варианты развития, которые пока что не успели заявить о себе.